Зелёный остров: корректировка концепции

Первая редакция Концепции развития территории парка «Зелёный остров» , разработанная по заказу мэрии Омска на основе видения, сформулированного на проектных сессиях проекта «Город решает: развитие общественных пространств», была опубликована две недели назад — в начале апреля 2020 года, и вызвала большой интерес и среди профессионального сообщества, и у омичей. Авторский коллектив постарался отреагировать на вопросы и учесть предложения как горожан, так и архитекторов, взгляды которых во многом сошлись. В результате появилась обновлённая версия Концепции, которая была одобрена 16 апреля 2020 года на Архитектурно-градостроительном совете Омска под председательством мэра города Оксаны Фадиной.

Ниже приводятся комментарии автора концепции архитектора Андрея Сергеева. Ещё раз подчёркиваем, что это концепция, которая не содержит всех конкретных технических решений, но определяет направления развития парка.

Первый блок вопросов от людей был о том, насколько реально воплощение концепции. Мы считаем, что реализация возможна и предполагает поэтапное выполнение работ, с которыми согласна и мэрия.

Сначала будут выполняться работы на верхнем прогулочном уровне: благоустройство, освещение, вопросы озеленения, а также в центральной и южной парковой частях, в том числе, устройство вело-беговых дорожек. Во вторую очередь – реконструкция набережной и зоны массовых мероприятий со сценой. Далее – остальные парковые зоны и ландшафтные территории. А по мере работы с собственниками объектов и спонсорами будут реконструироваться остальные парковые объекты – оздоровительный центр, фудкорт, велокафе, экстрим-парк.

Второй блок предложений был по набережной. Понятно, что это визитная карточка парка и мы привыкли к её спокойной протяженности, а вместе с тем — уютности. Авторы согласились с замечаниями о том, что «палуба» со стоящими на ней навесами – не лучшее решение.

Предлагаем второй вариант: чтобы не перегораживать знаковый вид на противоположный зелёный берег конструкциями навесов, можно оставить тот же принцип что и сейчас – невысокую подпорную стенку с деревянным покрытием, но сделать её в плане более интересной – с небольшими видовыми площадками и уширениями для лежаков. Этот вариант экономит на земляных работах, так как не потребуется сооружать палубу, выдвигать склон и нижний променад в сторону воды. По имеющейся информации несущие конструкции набережной в порядке, разрушена только бетонная решётка склона и просели верхние бетонные элементы.

Третий блок замечаний – возможный конфликт пешеходов и велосипедистов. Представляется, что к компромиссам должны быть готовы как первые, так и вторые.

Мы постарались минимизировать конфликтное поле. Так, например, на верхнем уровне решено оставить только пешеходную зону. Мы надеялись на расширение дороги, но это не получится по ряду технических проблем, а также из-за угрозы сноса деревьев. Теперь велосипедисты, въехав в парк со стороны улицы Кемеровская, сразу уйдут влево вниз, а потом при необходимости поднимутся по пологому пандусу в зону главного входа. Это решение ещё не отработано до конца, так как оно стало очевидным только после проведения градсовета.

Также оправданы опасения по поводу возможного сноса зелёных насаждений при проведении различных работ.

Мы старались принимать все планировочные решения на основе уже существующего положения, то есть с минимально возможным ущербом для деревьев. Так, например, облепиховые заросли оставили и сдвинули экстрим-парк ближе к дамбе затона. Рисунок парковых дорожек в основном повторяет нынешний. Необходим «точечный» подход к каждому дереву. Если оно уже было обезображено неумелым «кронированием» и обросло слабыми ломкими ветвями, то его надо заменить на новое. А если это просто кривое, но крепкое дерево, то его надо обязательно оставить, так как оно только добавляет живописности ландшафту. Также не нужно вычищать подлесок, который со временем даст большие деревья взамен старых. Не нужно срубать кусты, как это делает руководство парка по разным, в том числе эстетическим по их мнению соображениям. Большие деревья должны быть разбавлены композициями из различных кустарников. В зонах естественного ландшафта на территории ниже основных прогулочных дорожек, а также на трёх полуостровах, вообще не должно вестись никакое кронирование и прореживание. Это зоны естественной вегетации, нужно лишь вовремя убирать упавшие деревья. В затопляемых местах нужна подсадка дополнительных водолюбивых деревьев и кустарников.

Были высказаны замечания и опасения по некоторым деталям концепции – остеклению и деревянным конструкциям в зоне затопления. Мы от них отказались. Например, «ступени» для отдыха под оздоровительным центром теперь из бетона, на них в летнее время можно размещать деревянные щиты. Что касается теневых навесов, есть много зарекомендовавших себя во всем мире решений. На последующих стадиях проектирования они будут детально разработаны.

Добавлена визуализация главного входа со стороны улицы Красный Путь. Это своего рода пропилеи – место где начинается пешеходный променад, обозначено полукругом из 8 бетонных стел, имеющих в плане также эллипс. Каждую стелу завершает световой элемент.

Большое спасибо всем неравнодушным гражданам, участвующим в обсуждении, особенно сторожилам парка – моржам. У них своя мощная программа на будущее, в которой есть праздники, а также городские, региональные и даже всероссийские мероприятия. В нашей нынешней концепции невозможно было отразить и предусмотреть все возможные сценарии и детально отрисовать все зоны, но предложения моржей вполне реальны и осуществимы. Размещение их клуба в помещениях главной сцены закреплено. При её реконструкции, кроме артистических, там найдётся место и для спортивных организаций.

Архитекторы говорили об оптимизации сценария проведения спортивных мероприятий и их распределения между «задней» и главной сценой и её партером. Также многие советовали убрать «эко-деревню», как не отвечающую парку эстетически и концептуально. Встретила понимание архитекторов предложенная транспортная схема с ликвидацией сквозного проезда к Евромеду. Вопрос осушения заболоченной территории, по общему мнению архитекторов, требует дальнейшей проработки, но мы считаем, что предложенная идея дренажных водоёмов должна сработать.

Были вопросы по расчёту и конкретному размещению санузлов в парке. Мы предусмотрели, что при каждом общественном здании есть общедоступные санузлы. Понятно, что пока будут использовать временные решения по размещению санузлов, но они должны согласовываться с авторами концепции, коль уж она утверждена на Архитектурно-градостроительном совете.

Сейчас же мы видим неожиданные земляные работы в парке со сносом рябин, со ссылкой на то, что такое решение выбрано из-за наличия канализации рядом, а между тем вид на парк и акваторию испорчен, каким бы «красивым» не был сам будущий павильон.

Было мнение, что представленная концепция при всей своей детальности и подробности недостаточно концептуальна, распадается на фрагменты, нет какой-то мощной революционной пластической идеи. Отчасти это так, ведь очень много запросов от жителей сводилось к просьбе «НИЧЕГО НЕ МЕНЯЙТЕ!»: уберите всё лишнее и дайте нам гулять по парку! Потому мы и решили сделать природно-ландшафтную зону чистой, с удобными и «незаметными» элементами – дорожками, малыми архитектурными формами. Считаем, что это уже прогресс и эволюционное развитие любимого омичами парка «Зелёный остров».

На основе принятой концепции далее уточняются технико-экономические показатели территории и готовится техническое задание на проектно-сметную документацию, которая на условиях конкурсных процедур начнёт разрабатываться уже с июня и до осени 2020 года.
Отдельно планируются проектные работы по берегоукреплению и дноуглублению, которым предстоит пройти государственную экспертизу и только потом получить финансирование. 
Основные работы по благоустройству пройдут в 2021-2022 годах.

Обсудить концепцию можно в группах «Город решает»:
вконтактефейсбук.

Концепция разработана авторским коллективом по заказу мэрии города Омска. 

АВТОРЫ КОНЦЕПЦИИ:

  • Архитектор Андрей Сергеев
  • Визуализация: Екатерина Козак, Ольга Козак, Марина Солодовникова
  • Историческая справка (отдельный альбом): Жанна Хахаева

КУРАТОР ПРОЕКТА (КОНТАКТ СО СМИ):

  • Алексей Сокин, депутат Омского Городского совета

5 комментариев

    Аноним

    Не надо «велодорожек» в парке. Велодорожка — это транспортная полоса для велосипедов с приоритетом для них. И защемленные автомобилистами велосипедисты этим пользуются, с удовольствием щемя пешеходов. Хотите велодорожек — добро пожаловать на проезжую часть ул. Красный путь. А вы рисуете транспортную полосу между набережной и парком, ясно будут люди ходить по ней, ясно будут конфликты. Не надо закладывать конфликты в проектном решении. В парке только равный приоритет, хотите — делайте велопешеходные, но только не давайте приоритет велосипедистам.

      Ecomsk

      Да, вопрос очень спорный. Вы против, а кто-то за. Хотят люди кататься на великах по парку, а не гонять по загазованным магистралям. Кстати, количество велодорожек сокращено во второй версии концепции, по сравнению с первым вариантом.

      Вася

      вот так точно

    Александра Самсонова

    В первую очередь надо ремонтировать набережную. Это самое насущное.

    Ралина

    Сегодня, 16 апреля 2020 года, в он-лайн режиме прошёл градостроительный совет Омска, на котором обсуждали и приняли концепцию парка Зелёный остров . Всех причастных поздравляем

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*